Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Кабинет дефектолога

Как относиться к речевым ошибкам детей?

раскрыть » / « свернуть

Упражнения для развития зрительно-пространственных представлений

раскрыть » / « свернуть

Несколько советов, как можно помочь ребенку в развитии речи

раскрыть » / « свернуть

«Как же развить ручную умелость?»

раскрыть » / « свернуть

«Чем полезны игры с песком»

раскрыть » / « свернуть

«Читаем книги – развиваем речь»

раскрыть » / « свернуть

Консультация дефектолога необходима, если ...

раскрыть » / « свернуть

Интонационная выразительность речи

раскрыть » / « свернуть

Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики

Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики.

1.Развивать навыки самообслуживания. К старшему возрасту у ребенка не должно быть затруднений в застегивании и растегивании пуговиц, молний, кнопок, завязывании шнурков, бантов.

2. Привлекать детей к домашним делам (уборка комнаты, игрушек, помощь на кухне и т. д.). Эта деятельность имеет не только высокую нравственную ценность, но и является хорошей тренировкой для пальцев рук.

3.Регулярно заниматься разнообразными видами деятельности (рисованием, аппликацией, вырезанием, играми с мозаикой, мелкими предметами, игрушками и т.д.).

4.Развивать графо-моторные навыки (штриховка, обведение трафаретов, шаблонов).

5.Предлагать игры с крупами, пуговицами и бусинами.

6. Развивать силу кистей рук упражнениями с кистевым эспандером, мячом.

раскрыть » / « свернуть

Как относиться к речевым ошибкам детей

Как относиться к речевым ошибкам детей.

 Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными ошибками в их речи.

- Неправильные окончания имен существительных множественного числа родительного падежа (лошадев, карандашов, стулов.); неодушевленных имен существительных мужского рода в предложном падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе.);

- Изменение по падежам несклоняемых существительных ( в пальте, в кине, на пианине, кофею.);

- Незнание рода имен существительных (это моя печенья, всю молоко вылил, один яблок.);

- Ошибки в основе глаголов ( даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю.);

- Неправильная форма сравнительной степени прилагательных ( хужее, твердее, близее);

- Неправильное склонение числительных (идите по одном, идите с двоями, собака с пять щенят, курица пришла с два цыпленка.);

- Отсутствие в личных местоимениях начального Н в косвенных падежах ( у ей, к ему, с ими).

   Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что когда ребенок усваивает какую-нибудь форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда - нет.

раскрыть » / « свернуть

Речевое дыхание

Речевое дыхание – дыхание в процессе речи, отличающееся от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объёма, преимущественно ротовым типом дыхания, максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.

Различают три типа дыхания: верхнерёберный, грудной, грудобрюшной (диафрагмально-рёберный). У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – грудобрюшной.

В дошкольном возрасте у ребёнка в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У здоровых детей в 4-6 летнем возрасте, не имеющих речевой патологии, грудобрюшное и речевое дыхание находится в стадии интенсивного формирования. У детей без речевых нарушений  к пяти годам наблюдается в основном грудобрюшной тип дыхания, хотя нередко (после бега, при волнении, при разговоре с взрослым и т.д.) они могут дышать всей грудью, даже поднимая плечи. Простые речевые задачи реализуются ими на фоне сформированного речевого выдоха. В процессе одного речевого выдоха они произносят простые трёх-четырёхсловные фразы с общеупотребительной лексикой. Стихотворные тексты с короткими строками произносятся детьми в старшем дошкольном возрасте, как правило, с использованием речевого дыхания.

Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно как, правило, поверхностное, верхнерёберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объём лёгких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.

Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически.

В процессе речевого высказывания у них отмечается задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха, у таких детей наблюдается недостаточный объём вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе. Таким образом, дошкольникам с речевой патологией, прежде всего необходимо развивать объём лёгких, вырабатывать направленную воздушную струю, необходимую для правильного произношения звуков, формировать грудобрюшной тип дыхания, тренировать продолжительность речевого выдоха и умение на одном выдохе произносить фразу, состоящую из 3-6 слов.

Дыхание – акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания. Но с другой стороны, дыхание – процесс управляемый, когда оно непосредственно связано с произнесением речи. Такое дыхание называется речевым (фонационным, или звуковым) требует специальной подготовки.

Дышать надо обязательно через нос. Привычка дышать ртом вредна, приводят к заболеваниям щитовидной железы, миндалин (гланд), дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и лёгкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилируют лёгкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Надо обязательно дышать через нос и в повседневной жизни, и при выполнении дыхательных упражнений. На малых же паузах добор воздуха делается ртом, так как полно и бесшумно вдохнуть через длинный узкий носовой проход невозможно. Поэтому при постановке речевого дыхания целесообразно приучать детей делать вдох ртом через слегка приоткрытые губы (лёгкая улыбка). При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая воздух воздушной струе. Лёгкая улыбка позволяет снять мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание позволяет, собственная ладонь, если её положить на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.

Регулярные упражнения по развитию речевого дыхания, обеспечат нормальное звукопроизношение, создадут условия для поддержания громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности, а также они укрепят здоровье ребёнка, повысят его умственные способности.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие условия:

не переутомлять ребёнка, т.е. строго дозировать количество и темп проведения упражнений;

следить, чтобы грудь не переполнялась воздухом, чтобы ребёнок не напрягал шею и плечи;

все дыхательные упражнения должны проводится после еды в хорошо проветренном помещении.

С каждым занятием задания должны несколько усложняться. При этом всегда необходимо создавать ситуацию успеха. Работу над развитием речевого дыхания с дошкольниками лучше проводить в игровой форме.    

Игры и игровые приёмы, направленные на развитие речевого дыхания.

Самолёт, самолёт отправляется в полёт.

Материал: фигурка самолёта, выполненная из бумаги и раскрашенная. Ребёнок держит самолёт, закреплённый на нитке, и длительно дует на него.

Футбол.

Материал: коробка из-под конфет, поле из самоклеющейся бумаги, ворота, ребёнок дует на теннисный шарик, пытаясь загнать его в ворота.

Пинг-понг.

Материал: ёмкость с водой; мячик для пинг-понга.

Ёмкость до половины наполнена водой. Взрослый вызывает детей попарно. Они садятся напротив друг друга. И по очереди дуют на мячик для пинг-понга.

Ледоход.

Материал: ёмкость с водой; «Льдины» из пенопласта.    

Ёмкость до половины наполнена водой. Взрослый вызывает детей попарно. Они садятся напротив друг друга. И по очереди дуют на льдину.

Султанчики.

Материал: трубочки из-под коктейля, к которой прикреплён «дождик». Ребёнок держит султанчик в руках, и длительно дует на него.

Покатаем брёвнышко.

На каждого ребёнка по одному не заточенному карандашу.

Взрослый предлагает ребёнку присесть около стола (рот на уровне стола), положить перед собой круглый карандаш («брёвнышко») и подуть на него так, чтобы он покатился. Повторить 3-4 раза. Для усложнения вместо круглого карандаша использовать гранёный.

Ты - мне, я - тебе.

Материал: пластмассовый шарик. Дети садятся друг напротив друг и катают его один другому.

Снежинка.

Материал: на каждого ребёнка снежинка, сделанная из папиросной бумаги.

Ребёнок кладёт снежинку на ладошку.   Подносит её к губам и дует так, чтобы снежинка слетела. Повторить с перерывом 3-4 раза.

Мыльные пузырьки.

Материал: на каждого ребёнка набор для надувания мыльных пузырей.

Дети обмакивают кольцо в мыльный раствор, подносят к губам и медленно дуют в его центр, стараясь выдуть на одном выдохе как можно больше пузырей.

Мыльная пена.

Материал: пластмассовый стаканчик с мыльным раствором; набор трубочек для дутья (трубочки для коктейля).

Ребёнок берёт трубочку, опускает её в мыльный раствор и начинает дуть. Образуется мыльная пена.

Бульканье.

Материал: пластмассовый стаканчик, наполненный на 1/3 водой; соломинки или пластмассовые трубочки для коктейля.

Взрослый предлагает детям взять трубочку, опустить её в стаканчик с водой, вдохнуть носом и медленно выдохнуть воздух в трубочку. 

Аквариум.

Материал: макет аквариума, разноцветные бумажные рыбки, подвешенные на нитке.

Ребёнку предлагается подуть на рыбку, чтобы она «поплыла».

Волшебные колпачки.

Материал: разноцветные бумажные колпачки.

Предварительно дети называют цвет каждого из колпачков, которые выставляются в ряд на столе. Один ребёнок присаживается к столу и дует на тот колпачок, который называет ведущий (2-3 колпачка). Колпачки снова выстраиваются в ряд.

Кормушка.

Материал: деревянная кормушка, в центре которой за нитку длиной 10 см. прикреплена фигурка птички, выполненная из бумаги и раскрашенная.

Кормушка с птичкой ставится на стол. Ребёнок присаживается к столу (птичка находится на уровне его губ) и дует на неё. Она при этом вылетает из кормушки. Ребёнок перестаёт дуть и птичка возвращается. Повторить с перерывом 3-4 раза.

Проведи свой кораблик.

Материал: набор корабликов, сделанных из «губки».

Педагог предлагает провести свой кораблик из одного города в другой. Чтобы корабль двигался, нужно на него подуть. Ребёнок дует, сидя на придвинутом стульчике.

Чашка с горячим чаем.

Материал: макет чашки, сделанной из картона, с наклеенными на неё полосками бумаги.

Ребёнок дует, на полоски бумаги, остужая чай.

   

раскрыть » / « свернуть

Как играть с детьми дома

раскрыть » / « свернуть

Обогащение речи ребёнка

раскрыть » / « свернуть