Психическое развитие ребенка путем освоения пространственных представлений
Пространственные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов. Это база, на которой строится вся совокупность психических процессов – мышление, речь. Развитие и совершенствование пространственной ориентировки, и формирование пространственных представлений у детей происходит на протяжении всего дошкольного возраста.
К двум с половиной – трем годам у ребенка начинает складываться чувство чувственного и логического в познании пространства. В словаре начинают появляться специальные слова, ребенок начинает осваивать пространственные представления, ориентируясь «на себя». Первым ребенок осваивает «вертикальное» расположение: верх, низ. Особую трудность представляет различение левого и правого расположения, в основе которого лежит процесс дифференцировки правой и левой руки.
К трем годам ребенок овладевает ориентировкой право-лево, однако речевая дифференциация еще не закреплена.
В дошкольном возрасте постепенно происходит переход от ориентировки «на себе» к ориентировке «на других предметах».
В пять лет дети осваивают все зоны пространства: впереди, сзади, справа, слева (впереди справа стоит Маша).
Усвоение детьми пространственных предлогов и наречий позволяет более точно оценивать расположение объектов. В возрасте 6-7лет дети владеют 20-22 предлогами.